ГлавнаяБитва за выживание • Неприятие к пышному и аристократическому стилю Меркьюри

Неприятие к пышному и аристократическому стилю Меркьюри

Рубрика: Битва за выживание

Биографы объясняют это неприятием к пышному и аристократическому стилю Меркьюри. Отчасти это верно — западная пресса терпеть не могла рок-певцов, не похожих на работников мусорной свалки. В свое время аналогичным нападкам подверглась группа "Roxy Music" и ее лидер Брайан Ферри. Но все же с годами к Ферри привыкли и признали его мастером — травля "Queen" продолжалась до самой смерти Меркьюри.
Не помогло и то, что, несмотря на все усилия прессы, популярность "Queen" росла с каждым годом. Их концерты собирали аншлаги, альбомы раскупались как горячие пирожки. Казалось бы, пресса должна была бы считаться с общественным мнением и с коммерческим успехом ненавистной группы и сменить тон — но даже на пике своей популярности "Queen" продолжала получать пощечины по полной программе. Пресса как будто не замечала, что давно работает вхолостую. Сложилось забавное разделение труда — критики ругали альбомы "Queen", а люди их раскупали. Они своей стабильной и бессмысленной ненавистью только делали группе рекламу — и не понимали этого.
Только смерть Фредди Меркьюри положила конец травле. Но запоздалое признание профессиональных заслуг Фредди было с лихвой компенсировано чудовищным надругательством над его добрым именем. Смерть Меркьюри не прекратила оскорблений — наоборот, с этого момента не было никаких границ для клеветы. Казалось бы — умер Фредди, и Бог с ним! Посплетничали и перестали. Но нет — годы идут, а они не унимаются, загаживая мозги фанов "Queen" все новыми и новыми мерзостями.
Большинство исследователей "Queen" вынуждены были признать "сложные", "напряженные", "никакие" отношения группы с прессой — но так и не дали внятных объяснений этому явлению. Сами квины не раз говорили об "особом" отношении к их творчеству. Вот что сказал в свое время Брайан Мэй:
"Долгое время нас просто не замечали, а потом все на нас набросились и начали уничтожать. В каком-то смысле это было неплохим началом. Не было такого ругательства, которым пресса нас не наградила. Только после "Shear Heart Attack" отношение к нам стало меняться. Я всегда страдаю от критики. Думаю, другие артисты тоже, даже если они говорят, что нет. Неприятно может быть по-разному, но когда вас кто-то называет кучей дерьма, это обидно. Но неприятности были в основном из-за прессы, все остальное шло как надо. "Queen" разошелся приличным тиражом, а по времени его выход совпал с нашими первыми успешными концертами, поэтому мы приобрели опыт и получили свою публику еще до того, как пресса набросилась на нас. Думаю, что так успешно мы начали потому, что были хорошо подготовлены...".
"В отношениях между музыкантом и прессой имеется множество маленьких хитростей, которые в конечном счете почти неизбежно оборачиваются против музыканта. С нами это произошло на самой ранней стадии, поэтому мы в этом отношении нетипичны. В большинстве случаев я запросто могу предугадать характер рецензий — положительных или отрицательных... У прессы очень ограниченный подход: если к кому-нибудь приходит успех, значит. его творчество ничего не стоит. Вначале я все-таки полагал, что поддерживать общение с прессой очень важно, необходимо со всеми беседовать. Однако мой богатый опыт подобного общения показал, что на самом деле все обстоит иначе. Если какой-то тип публично заявил, что ненавидит тебя и не находит в твоем творчестве ничего стоящего, в девяти случаях из десяти ты только потратишь время впустую, пытаясь его убедить, что ты очень хорош: этот критик все равно напишет то, что ему нужно. Мы имеем твердую репутацию людей, отказывающихся встречаться с журналистами, но, в общем, это неверное мнение — когда у нас есть время, мы с ними беседуем. Но если к тебе обращается тот, кто систематически уничтожает тебя, причем прибегая к несправедливым придиркам, ты просто больше не захочешь его видеть".
Брайан Мэй довольно точно уловил суть конфликта "Queen" с прессой — не важно, хороша или плоха эта группа, важно, что кто-то приказал уничтожать этих ребят, придираясь к ним по поводу и без повода. О несправедливой, нечестной критике, осуществляемой по принципу "лишь бы сказать гадость", говорил и Меркьюри.
Роджер Тейлор так объяснял нежелание Фредди встречаться с прессой: "Он устал от неправильного образа "Queen", впрочем, как и его самого... Люди, которые начитались газет, а потом пообщались с Фредди, бывают очень удивлены".
Сам замученный травлей Фредди так отреагировал на очередные мерзкие вопросы журналистки из "Сан": "Ну что тебе нужно? Сказать тебе, что я торговец кокаином?". Опровергая напечатанное в "Сан" фальшивое интервью, в котором Меркьюри в очередной раз сознавался в гомосексуализме, он заявил: "Пресса постоянно писала о "Queen" все, что ей заблагорассудится, и это ей сходило с рук".
В одном из интервью он сказал: "У каждого из нас свое оружие, и если мы чего-нибудь стоим, мы выживем".
Тема выживания вообще очень актуальна для "Queen", так как вся их карьера — это бесконечная борьба...
Брайан Мэй был неправ, когда со свойственной квинам скрытностью и нежеланием афишировать свои проблемы сказал, что, кроме отношений с прессой, "все шло как надо". Это ненормальная ситуация — когда западная рок-группа, создающая хиты национального масштаба и выпускающая выходящие на первые места в хит-парадах альбомы, годами живет в бедности. Как говорил тот же Мэй, они долго жили в крошечных каморках без гроша в кармане.
А вот что говорил Фредди:
"В какой-то момент, два или три года спустя, мы чуть было все не бросили. Мы чувствовали, что наши дела шли плохо. В этом мире было слишком много деловых акул, и нам все это надоело. Но что-то внутри нас заставляло продолжать бороться. Из этого трудного периода мы извлекли полезные уроки и опыт... До выхода четвертого альбома "A Night In The Opera" мы ничего не заработали. Большая часть наших тогдашних доходов уходила на судебные тяжбы и на другие подобные вещи".
Западный музыкант, песня которого выходит на первые места в хит-парадах, на следующий день просыпается богатым и знаменитым. Заработанных денег хватит на дом и новый лимузин. А Фредди смог приобрести приличную квартиру только в 1976 году, после выхода пятого альбома, а дом — только в 1981-м. Большие деньги пришли к нему только в 80-е годы. В одной из статей о "Queen" их первые десять лет справедливо назвали "периодом тяжелых испытаний".
Для сравнения — "Битлз" были в безвестности только первые два года, а потом за год-два получили колоссальную раскрутку, миллионы поклонников и миллионы фунтов на личных счетах.
Разве "Queen" чем-то хуже "Битлз"?
Пресса постоянно искала повод поиздеваться над "Queen". В 1978 году страшной травле подвергся видеоклип "Bicycle Race" — за голых велосипедисток, закрытых спецэффектами. Группу обвиняют в "сексплуатации" и порнографии. Обвинения в непристойности достаются и весьма целомудренным "сексуальным" песенкам группы. Забавно, что дело происходит не в XIX веке, а в эпоху воинствующей эротики и порнографии. Голые женщины заполонили западные газеты, фильмы, телеэфир и стали логотипом знаменитой "Сан", секс превратился в нормальную тему для разговора. Но что можно всем — то нельзя "Queen".
В 1980-м объектом травли стал сам Меркьюри — за то, что постригся и отрастил усы. В 1981 году "Queen" влетело за гастроли в Аргентине и Бразилии — поводом для придирок стал военный режим в Аргентине. А после гастролей группы в ЮАР масштаб скандала достиг уровня "комсомольских истерик" в СССР. На группу был наложен огромный штраф, "Queen" была названа "кучкой подонков" и включена в черный список ООН, чего не случалось ни с одной западной рок-группой со времен появления рок-музыки!
Несколько видеоклипов Меркьюри и "Queen" были запрещены к показу по телевидению. Утонувший в разврате и пошлости канал MTV запретил видеоклип "I Want To Break Free" за гомосексуализм, а "Body Language" — за разврат. Сольный видеоклип Меркьюри "Living On My Own" запрещен за трансвестизм. Вокруг "I Want To Break Free" раздута страшная истерика, какой не было со времен появления Меркьюри с усами...
В 1985 году "Queen" выступила на благотворительной акции "Live Aid". Этот самый знаменитый в истории рок-концерт был организован одновременно в Великобритании и США в пользу голодающих Эфиопии и транслировался на десятки стран. "Queen" пригласили для того, чтобы привлечь внимание к акции и уговорить телекомпании многих стран подключиться к всемирной спутниковой трансляции. Как справедливо отметил Питер Хоуген, "... если существовала такая группа, чья популярность вне западного мира была бесспорна, то это "Queen". После некоторых колебаний и долгих уговоров группа согласилась, выступила блестяще, затмила всех, и, по всеобщему признанию, способствовала успеху акции более, чем кто-либо еще. Во время 20-минутного выступления группы на счета организаторов пришло несколько миллионов долларов. Боб Гелдоф, автор акции, не прогадал, пригласив "Queen"...
Думаете, им хотя бы сказали спасибо? Ничего подобного! Боб Гелдоф следующим образом поблагодарил группу за помощь: "Фредди был таким, какой он есть — выпендривался на виду у всего мира". А после выхода нового сингла "Queen" "One Vision" пресса обвинила группу в... спекуляции на благотворительном концерте! На этот раз взбешенный Роджер Тейлор отреагировал на новую клевету резко, как никогда:
"Я был просто потрясен, когда натолкнулся на это в прессе. Нас истолковали ошибочно, и я оскорблен этим. Какой-то спец по связям с общественностью наступил на грабли со стороны зубьев. Я просто очумел, когда прочел это".
А Брайан Мэй резонно заметил: "Мы многое делаем для благотворительных организаций... но если бы мы не работали на прибыль, мы бы не дожили до следующего "Live Aid". Мы же не стопроцентно благотворительная организация. Мы часть музыкального бизнеса...". Он также напомнил, что все доходы от продажи сингла "Is This A World We Created?" были переданы в Фонд спасения детей — разумеется, пресса оставила этот факт без внимания.
Но какова наглость! Дело вроде бы происходит на Западе, а не в СССР в эпоху развитого социализма, но люди почему-то должны объяснять общественности, почему они не отдают все заработанные деньги в Фонд Мира!
Нетрудно понять причину этой новой истерики. Дело в том, что выступление на "Live Aid" стало настоящим триумфом для "Queen". Это была самая серьезная "раскрутка" за всю историю группы. С этого момента миллионы людей полюбили "Queen", и, как писали исследователи — "все вдруг поняли, насколько хороша эта группа". Альбом "Queen" "Greatest Hits" вышел на четвертое место в списке самых популярных альбомов всех времен и народов! В карьере группы наступил поворотный момент. Многолетние усилия прессы оказались напрасными — и все из-за "Live Aid". Оплошность Гелдофа нужно было срочно исправить новым скандалом.
А вот как отзываются о "Live Aid" все без исключения биографы Меркьюри — кажется, что они пишут под диктовку: "Эта акция наделала много шума, и, возможно, даже помогла спасти несколько жизней...". Интересно, почему в таком хамском и пренебрежительном тоне сказано о самой масштабной и благородной акции в истории западной рок-музыки? Неужели участие в ней "Queen" — достаточный повод, чтобы признать ее ничего не стоящей пустой тратой времени?!
При чтении истории "Queen" у меня не раз появлялось странное ощущение, что я ошиблась страной и дело происходит в Советском Союзе. Те же публичные порки на профсоюзных собраниях, осуждение вещизма, буржуазной роскоши и нетрудовых доходов, разгромные статьи в стиле газеты "Правда" и кошмарные худсоветы, наказания за несоответствие творчества группы идеям "прав человека", истерики по поводу общения с "прогнившими режимами" и "нежелательными элементами", обвинения в эротике, запрет творчества за "аморальность", а для полного сходства — использование слухов и анонимок как основания для преследования человека.

Еще по теме: