ГлавнаяПоследняя тайна • Позор

Позор

Рубрика: Последняя тайна

Фредди постоянно говорит о случившейся с ним беде. Он несколько раз делает жест, означающий "страшно". Он перебирает волосы на своей голове и по очереди проводит ту же манипуляцию над Мэем, Тейлором и Диконом. Этот восточный жест означает "пепел (то есть "позор") на мою голову, а делая то же над своими коллегами, он добавляет: "и на ваши". Фредди говорит, что публично опозорен своей болезнью, а вместе с ним опозорена и вся "Queen", все его коллеги.
Он скоро умрет — поэтому говорит: "Всего одной волны не хватает до кораблекрушения", "я свалился с лихорадкой" (наряду с высокой температурой, лихорадка — один из признаков СПИДа), "я не вхожу, как обычно, в список лучших", "этот чайник выкипает" (в клипе в этот момент появляется выкипающий чайник — символ скорого конца). Фраза "я вяжу одной спицей, нитка разматывается быстро, это правда" (в кадре появляется вяжущий Джон Дикон) имеет сразу два страшных значения. Вязание одной спицей — символ мужской импотенции, неспособности к продолжению рода — именно это сделала с Фредди его страшная болезнь. Быстро разматывающаяся нитка — символ жизни, которая вот-вот прекратится, знак умирания. О слабости и неспособности к продолжению рода Фредди говорит в эпизоде, в котором он гоняется за Роджером Тейлором, разъезжающем на детском трехколесном велосипеде, и ходит среди играющих людей. Звучат слова "в эти дни я могу разъезжать только на трехколесном велосипеде". Трехколесный велосипед ассоциируется с детством, ребенком. Фредди говорит о том, что он стал беспомощен, как маленький ребенок — в это время он уже не мог поесть или помыться без посторонней помощи. И одновременно погоня за ускользающим "ребенком" означает, что у него никогда уже не будет детей — а вы не представляете себе, как это страшно для восточного мужчины, тем более для зороастрийца...
Появляется человек, переодетый пингвином (Брайан Мэй), и три живых пингвина. Пингвин — символ птицы, не способной к полету или лишенной этой способности, птицы с обрезанными крыльями. Обыгрывается как созвучие слова "penguin" и названия группы, так и то, что без обреченного на скорую смерть Фредди "Queen" — птицы с обрезанными крыльями. И крылья им уже подрезали — они совсем не те, что прежде...
Говорит Фредди и о презрении, которым он будет окружен из-за своей "срамной" болезни — он подползает к сидящим на скамье людям, как бы взывая к их сочувствию, но они высокомерно отодвигаются от него, а один из них в исполнении Тейлора грубо его трясет за грудки. Он прикладывает палец к губам и тянет его вверх — этот символ означает "теперь для всех я гомик".
Несколько раз Фредди появляется со странной гигантской обезьяной. Сначала он заигрывает с ней со словами "я не совсем в форме". Эта сцена напоминает то эпизод из балета Пьера Лакота "Дочь фараона", то музыкальный номер из фильма Боба Фосса "Кабаре". Затем он надкусывает банан, бросает его обезьяне, та ловит, но с отвращением отбрасывает. Далее обезьяна бежит от пингвина, а в одном из последних кадров она танцует, и у нее отваливается голова. Это одна из самых страшных сцен видеоклипа.
Обезьяна имеет множество значений в мировой культуре. Большая бесхвостая обезьяна в контексте клипа означает сексуальность, плодородие, продолжение рода. В Индии во время особых храмовых праздников женщины, желающие забеременеть, обнимают статую большой обезьяны. Говоря, что он "не в форме", Фредди сообщает о своем поражении как мужчины. Банан — фаллический символ, а надкусанный банан символизирует кастрацию и является знаком евнуха. Обезьяна с отвращением отбрасывает надкусанный банан, и это означает, что Фредди больше не полюбит и не захочет ни одна женщина — он евнух, не мужчина, он перестал быть мужчиной из-за своей болезни. Затем у обезьяны отваливается голова. Голова — символ продолжения рода и сильного мужского начала, с этим связано ритуальное обезглавливание врагов во многих культурах мира. Отпадение головы у обезьяны-сексуальности символизирует прекращение рода, конец мужской силы. Род Фредди пресекся — как и род его отца. Других сыновей у его отца нет, а дочери, по восточным понятиям, продолжают чужой род...
Появляющаяся в видеоклипе забинтованная голова символизирует смерть и одновременно сексуальную немощь. Это символ, восходящий еще к Древнему Египту. Другое значение этого символа, как и темных очков — "слепота" публики, ее неспособность понять Меркьюри.
Самый страшный эпизод видеоклипа — рука с ножницами отрезает галстук. Щелкающие ножницы — символ смерти, конца жизни. Согласно античной мифологии, жизнью человека распоряжаются три мойры — богини судьбы. Мойра Лахесис определяет судьбу человека от рождения до смерти, Клото "ведет" его, прядя нить его жизни, Атропос обрезает нить ножницами, когда приходит смертный час.
Фредди снова говорит о своей скорой смерти.
В сочетании с галстуком сцена имеет особую символику. Галстук — знак общественного статуса мужчины, мужского достоинства, респектабельности (мужчина должен появляться в общественных местах в галстуке), а также символ сексуальной мощи. Обрезание галстука означает, что болезнь не только обрекла Фредди на смерть, но и лишила его мужской силы — и одновременно он опозорен на весь мир как мужчина и как уважаемый, знаменитый человек. С точки зрения Меркьюри, его опозорили самым страшным для зороастрийца срамом, он уничтожен как мужчина — как в сексуальном, так и в общественном понятии этого слова.
В финале Фредди улыбается несколько ехидной улыбкой, давая знать, что он не сломлен и не собирается сдаваться...
Любопытно, что сексуально озабоченные биографы Меркьюри "не заметили" видеоклип, перенасыщенный сексуальной символикой.
В видеоклипе "I'm Going Slightly Mad" Фредди откровенно говорит о своей болезни, страданиях и скорой смерти, но, за исключением сцены в кресле, не говорит о ее причинах.
Не таков был снятый два месяца спустя, в апреле 1991 года, "Headlong" — самый страшный видеоклип "Queen".
"Headlong" совсем не похож на "I'm Going Slightly Mad". Похоже, Фредди решил, что предыдущий клип был слишком мрачен — и "Headlong" наполнен боевым задором и агрессивной воинственностью. Умирающий Фредди продолжал сражение.
Это единственный видеоклип "Queen" 1991 года, в котором Фредди снялся без грима. Он выходит на съемочную площадку какой есть — бледный, истощенный, похожий на высохшую мумию, но обладающий странной и завораживающей красотой умирающего. При этом Фредди поет весьма воинственный текст, сопровождая песню сверканием глаз и взмахом кулака. Он как бы говорит: "Посмотрите, люди добрые, что со мной сделали. Но я не собираюсь сдаваться. Я еще повоюю". Его одежда также имеет символический смысл — желтая блуза (знак воина — льва и одновременно знак скорой смерти) и синяя рубашка (цвет неба, траура, религиозности).
Воинственный настрой клипа сразу обращает на себя внимание. Все четверо музыкантов пребывают в каком-то странном злом возбуждении, они как будто бы выясняют с кем-то отношения. Глаза Фредди свирепо сверкают, он показывает кулак и другие ругательные жесты, поет свирепо и агрессивно. Со стороны может показаться, что он пришел не петь, а набить кому-то морду.
На протяжении всего клипа Фредди несколько раз повторяет:

И ты несешься, у тебя новая цель.
Ты несешься, неуправляем,
Ты думаешь, ты такой сильный — но это ты не можешь остановить,
С этим ты ничего не можешь поделать.
Ничего, нет, ничего ты не можешь с этим поделать.

Фредди говорит: "Ты, думаешь, сильный? Очень сильный? Но с этим ты ничего, нет, ничего не сможешь сделать". При этом он то показывает кулак, то воздевает руки в зороастрийской молитве, то дразнится. Его коллеги то валяют дурака, то свирепо вопят в кадр "ничего ты с этим сделать не можешь!".
В одном из эпизодов Фредди наклоняется к столу, и, внимательно грядя в камеру, говорит "Let me out of this cheap "B" movie" ("Высвободите меня из этой порнухи, низкосортного фильма"). Он произносит эти слова свирепо, подняв указательный палец. То есть — не записывайте меня в порнофильм, в котором я не участвую, я не порнозвезда и не герой дешевой кинокартины. Фредди прямо намекает, что его болезнь получена не в результате разврата.
На протяжении всего видео Фредди постоянно танцует, делает сложные акробатические номера и нагло-вызывающе улыбается в кадр, как бы говоря, что с ним все в порядке. Сами его воинственные и издевательские танцы — вызов. Даже страшно подумать, чего это ему стоило — в то время он сутками не мог есть и спать от боли, в студию его приносили на руках, на съемках он постоянно терял сознание от боли и слабости. И через страшную боль он улыбался, шутил, дразнился, танцевал, отжимался. "Headlong" — памятник невероятному мужеству Фредди Меркьюри.
Своими танцами Фредди дразнил, изводил, доводил до бешенства своих убийц, издевался над ними, как бы говоря — я не сдамся, сволочи, я все такой же. Обреченный на мучительную и позорную смерть, он смеется им в лицо и издевательски говорит: вы меня не сломали!
В одном из эпизодов Брайан Мэй, стоя рядом со свирепо резвящимся Фредди, смотрит на него с улыбкой печали и восхищения. В другом кадре Мэй делает резкий жест крепкого ругательства, адресованного явно не ничего не подозревающим зрителям. Он поднимает большой палец вверх, все четверо постоянно делают подобные жесты, дразнятся, издают презрительные вопли. Фредди отжимается животом вниз — что означает "... я вас!"
Несколько раз музыканты сняты лежащими на полках, расположенных как на египетских фресках. Фредди лежит на нижней полке, на нем странный белый галстук. В одном из эпизодов он тянет галстук вверх и указывает на него взглядом (сообщение — "Внимание! Следите за галстуком!"). Символика более чем прозрачна: длинный белый галстук — знак удавки, насильственной смерти. Ближе к концу клипа появляется кадр, длящийся менее секунды, но крепко врезающийся в память — при словах "ты думаешь, ты очень сильный" все четыре полки сняты общим планом, Фредди лежит задушенный тем самым галстуком, шея свернута, край галстука пришпилен к полу. Этот эпизод подтверждает все самые худшие подозрения.

Еще по теме: