ГлавнаяИстория Фредди Меркьюри • Преображение после концертов

Преображение после концертов

Рубрика: История Фредди Меркьюри

Значит, он, выходя на сцену в белых одеждах и проводя полные добра, любви и благородства концерты, полностью преображался после них на своих вечеринках, на глазах превращаясь в демона?!
Все многочисленные фотографии, сделанные на вечеринках, показывают, что ничего непристойного там не было. Было много веселья, были устроенные с большим вкусом красочные шоу и карнавалы. Все присутствовавшие получали дорогие подарки. Гости всегда расходились довольные и веселые.
Что касается голых женщин, якобы "постоянно" присутствовавших на вечеринках, то это ложь. Подобное в истории "Queen" было только один раз и при особых обстоятельствах.
Речь идет об уже упоминавшемся скандале, искусственно раздутом прессой вокруг видеоклипа "Bicycle Race" (1978 год). Видео обвинили в порнографии — за кадр с голыми велосипедистками, и это несмотря на то, что фигуры женщин были закрыты спецэффектами и зрелище, даже по признаниям биографов, получилось очень целомудренное. Как ни объясняли музыканты, что они не имели в виду ничего непристойного, истерика не унималась. И это на Западе, стремительно превращающемся в публичный дом!
Поняв, что разговаривать бесполезно, музыканты бросили им вызов. В США, где истерика была особенно сильна, голые велосипедистки въехали прямо в зал, где шел концерт "Queen". А на карнавале, устроенном группой по случаю презентации нового альбома "Jazz", гостей развлекали полуголые женщины-борцы и официантки в одних передниках.
Но и в тот раз в зрелище не было ничего непристойного — оно скорее было смешно. Сохранилась видеосъемка этой презентации, кадры из которой попали в фильм "Queen — Magic Years". На ней видно, что все было ничуть не непристойнее, чем знаменитые немецкие "праздники дураков".
Но биографы и пресса думают иначе. Как только они не клеймили ту вечеринку, как только не называли официанток: "проститутки" — это самое мягкое. И после этого они писали, что все вечеринки, устроенные Меркьюри и "Queen", были переполнены голыми проститутками.
И еще одна видеосъемка вызывает нездоровый ажиотаж биографов. Она вызывает у них радостное профессиональное возбуждение, какое может испытывать уголовный следователь, попади ему в руки пленка с записью преступления.
Речь идет о записи мюнхенской вечеринки 1985 года, устроенной по случаю дня рождения Фредди. Широкую известность она получила после того, как кадры из нее вошли в сольный видеоклип Меркьюри "Living On My Own". Этот клип обвинили в пропаганде гомосексуализма и трансвестизма, он был запрещен к демонстрации по телевидению и вышел только на видеокассетах. А биографы с огромным удовольствием говорят, что данный клип свидетельствует, "как проходили сногсшибательные вечеринки Меркьюри" и "как осуществлялись его самые безумные фантазии".
Что же такого страшного случилось на той вечеринке?
А ничего.
Просто все гости, как мужчины, так и женщины, явились на вечеринку в женских одеждах. При этом сам именинник был в одет в военный френч и брюки.
Вечеринка была веселой и шикарной. Сам Фредди проявлял необычную для себя активность. Как правило, он был очень скромен на своих вечеринках, но в этот раз все было иначе. Он постоянно носился по залу с несколькими гостями, резвился и позировал перед видеокамерой...
Когда вышел видеоклип "Living On My Own", Фредди обвинили в организации вечеринки для трансвеститов и во многих других мерзостях. В будущем "друзья" с удовольствием рассказывали всякие гадости, подхваченные биографами. Но кое-что они не учли.
Если речь идет о трансвестизме и гомосексуализме, то почему сам Фредди был в мужской одежде?
Если там было что-либо неприличное, то почему он позволил включить эти кадры в видеоклип?
Почему текст песни "Living On My Own" не имеет никакого отношения к разврату? Это очень печальная песня: "Мне так одиноко", "порой я готов заорать от одиночества", "это не просто — жить одному", "должны же наступить лучшие времена" — ну и где тут разврат? Рассадин в свое время заметил резкий контраст между веселым видеорядом и грустной песней. Фредди явно имел в виду что-то другое.
Прежде всего Фредди снова дистанцируется от "плохого парня", показывая зрителям, что настоящий Фредди Меркьюри, одинокий и ранимый, не имеет никакого отношения к мерзкому развратнику из мифов. Он делает то же, что и в своем сольном альбоме "Mr. Bad Guy", из которого и взята песня "Living On My Own". Фредди дурачится, играя роль "плохого мальчика" и в то же время показывая, что это — всего лишь роль, и не надо путать артиста с персонажем.
В видеоклипе Фредди появляется на фоне кадров с вечеринки. Серьезный, но грустный текст, накладывающийся на веселый видеоряд — свидетельство тонкого юмора и иронии Фредди Меркьюри. Подобный прием прямого столкновения абсолютно противоположных текста и изображения до сих пор используется в комедиях и юмористических шоу. Например, когда показывают бурно веселящегося человека, а голос за кадром говорит, что этот господин день и ночь предается скорби по случаю кончины бабушки, то это вызывает смех. Если нам показывают толстого обжору за обильной трапезой, а голос за кадром говорит о голодающем и исхудавшем человеке — реакция та же. В филологии подобное называется "комическим снижением". Смех убивает страх и рождает надежду. Когда на средневековых карнавалах скелет танцевал комические танцы, а покойник вскакивал из гроба и пугал обывателей, это убивало страх перед смертью. Когда тиран в комедии падал лицом в грязь — это убивало страх перед тиранией. И когда Фредди Меркьюри пел об одиночестве, а на экране он же резвился в огромной толпе странно разодетых людей , подобное комическое снижение убивало страх перед одиночеством — не только у Фредди, но и у тех тысяч одиноких людей, что смотрели этот видеоклип. Фредди предлагал посмеяться над своим одиночеством и надеяться на лучшее. Клип заканчивался фразой "должны же наступить лучшие времена".
Несколько раз Фредди, появившись на фоне экрана с развеселыми кадрами, насмешливо пропел: "У меня нет времени на эти глупости".
А один раз, пропев "living on my own" ("живу в одиночестве"), подмигнул зрителям. Еще и еще раз Фредди дает понять, что он так не живет, и у него просто нет времени на "глупости" вроде тех, что мы увидели на экране. В другой раз демонстративно повернулся спиной к камере — показав, что глубоко презирает подобные тусовки.
Его военный мундир на фоне странно разодетых людей имеет особое значение — Генерал праздника дураков.
В средние века это было одной из самых распространенных форм карнавала. На празднике дураков обязательно выбирали шутовского "короля" или епископа. В данном случае Фредди выступает в роли шутовского генерала. Отсюда и странные наряды его гостей, в том числе женские у мужчин. "Распутная" вечеринка Фредди — всего лишь карнавальное действо.
А что такое карнавал? Карнавал — это время освобождения человека от всех общественных условностей, время расслабления и психологической разгрузки. Человек хотя бы на короткое время может забыть о своем социальном статусе, о необходимости быть важным и серьезным. Карнавал — это время, когда мужчины и женщины, старики и дети, знатные и простые, богатые и бедные выходили на улицу в нарядах, делавших их неузнаваемыми, и растворялись в единой веселящейся толпе. Это время, когда все люди свободны и едины, и нет больше ни неравенства, ни враждебности, ни злобы, ни нетерпимости. Нет ни нищеты, ни горя, и на короткое время наступает, пусть и в смеховой, игровой форме, золотой век. Все веселятся, смеются, развлекаются, всем хорошо, и все с удовольствием пользуются возможностью хоть раз в году делать глупости, не вызывая осуждения окружающих. Можно расслабиться, посмеяться, пошутить, порезвиться, похулиганить. Парижский факультет богословия в циркулярном послании XV века так объяснял необходимость карнавала:
"Бочки с вином лопнут, если время от времени не открывать отверстия и не пускать в них воздуха. Все мы, люди, — плохо сколоченные бочки, которые лопнут от вина мудрости, если это вино будет находиться в непрерывном брожении благоговения и страха божьего. Нужно дать ему воздух, чтобы оно не испортилось. Поэтому мы и разрешаем себе в определенное время шутовство (глупость), чтобы потом с тем большим усердием вернуться к служению Господу".
Англичане тем более могли бы это знать. Ведь именно английская литература, от Филдинга до Честертона, наполнена обаятельными чудаками, своими дурачествами вносящими свет, радость и надежду в нашу жизнь. На английских абсурдизмах из "Рифм Матушки Гусыни", Эдварда Лира и Хиллэра Бэллока воспитываются дети всей Европы. И самый великий англичанин — Шекспир — создавал своих мудрых дураков...
И тогда становится понятно, почему на протяжении всей песни Фредди постоянно вопит: "ди-ди-ди-у", "пи-ра-ре-ре", "рабби-бабби" — это вопли мудрых английских чудаков всех времен, от героев "Матушки Гусыни" до Честертона, и одновременно это ритуальные крики Праздника Дураков. Понятно, почему Фредди вспрыгнул на люстру на дне рождения у Роджера Тейлора и мгновенно разрядил чопорную обстановку вечеринки.
Одновременно Фредди говорит, что все происходящее не надо воспринимать всерьез.
Женские наряды у мужчин и женщин имеют еще одно значение.
Фредди насмехается над современной культурой "унисекс", в которой теряется разница между мужским и женским полом. При этом его облик подчеркнуто мужественный на фоне разодетых в платья гостей. Конечно, он смеется и над современными развратными тусовками. А еще этот клип — жестокая, язвительная издевка над геями и трансвеститами. В этот раз им досталось еще хуже, чем в песне "Your Kind Of Lover". Напомню, что в начале клипа, когда разодетые мужчины идут по улице, за кадром раздается насмешливые крики Фредди — восточные вопли крайнего презрения. Такими же воплями сопровождаются и кадры с вечеринки. Неудивительно, что представители Лиги Сексуальных Меньшинств ничего не сделали для защиты "своего" видеоклипа — они были оскорблены не меньше управляемой ими "прогрессивной общественности".
Фредди Меркьюри сделал гениальный режиссерский ход, использовав для съемки видеоклипа собственный день рождения. Его гости думали, что их наряды, как и все происходящее — всего лишь причуда хозяина. Они и не подозревали, что являются массовкой на съемке видеоклипа, только на этот раз съемки не были постановочными.
И никто не понял, что он хотел сказать. Что могли понять люди, для которых нет ничего, кроме секса и денег! Образование которых ограничено гей-культурой и комиксами! Кто для них Фредди Меркьюри? Сумасшедший извращенец!
И пошлые, завистливые друзья Фредди, как и его исследователи, не поняли самого главного — ради чего Фредди устраивал все эти дорогостоящие, шикарные вечеринки.
Он делал это не для себя.
Многие присутствовавшие на его вечеринках обращали внимание на то, что самого Фредди обычно не было видно.
Он редко находился в центре внимания, и только иногда, выполняя долг хозяина, развлекал гостей. Обычно Фредди скромно стоял где-нибудь в уголке, беседуя с кем-нибудь. Если вечеринка проводилась у него дома, то иногда он незаметно уходил в свою комнату и оставался там.
На один из своих дней рождения он вообще не пришел. Гости ели, пили, беседовали, веселились, а сам именинник в это время сидел у себя один и пил за свое здоровье.

Еще по теме: