ГлавнаяБитва за выживание • Чем же он хуже их всех?

Чем же он хуже их всех?

Рубрика: Битва за выживание

Чем же Фредди Меркьюри хуже их всех?
Конечно, биографы не говорят о Ленноне — иначе двойной стандарт был бы слишком заметен. Они говорят о проблемах, которые создает парижским властям могила Джима Моррисона — якобы лондонские власти не захотели иметь у себя подобную головную боль.
Это сравнение лживо и некорректно. Джим Моррисон не имеет никакого отношения к французской культуре — он американский певец, а похоронен в Париже только потому, что имел несчастье скончаться, находясь в этом городе, а его родственники и друзья не позаботились об отправке тела на родину. Его могила действительно способна создавать проблемы, потому что Моррисон — представитель наркокультуры, и многие его фаны отличаются соответственным поведением.
Но Фредди Меркьюри, несмотря на его парсийское происхождение — неотъемлемая часть британской культуры, величайший музыкант в новейшей истории этой страны. Его фаны не отличаются антиобщественным поведением. Разве за те пять лет, что стоит памятник Меркьюри, его поклонники причинили хоть какое-нибудь беспокойство властям и жителям Монтре?
Его памятник принес бы много денег в лондонскую казну — но желание унизить память этого человека важнее денег!
Стоит ли после этого говорить, что до сих пор не установлено не одной мемориальной доски в честь Фредди Меркьюри — ни на одном из домов, где он жил, ни в колледже, где он учился? Что на всех музыкальных мероприятиях его памяти не было ни одного официального лица, а после его смерти среди десятков тысяч венков, присланных от знаменитостей и простых людей, не было ни одного официального! Что в 9 из 10 британских музыкальных энциклопедий "Queen" и Фредди Меркьюри даже не упомянуты — чего не скажешь о "Битлз", "Роллинг Стоунз" и их лидерах! А в тех немногих, что упоминают "Queen", Фредди изображен сумасшедшим гомосексуалистом! Зато Джон Леннон в тех же справочниках назван автором трогательных песен о мире и о любви — как будто в репертуаре Фредди Меркьюри не было таких песен!
Фредди и "Queen" никогда не баловали наградами. За двадцать лет блестящей карьеры группа, осуществившая революцию в рок-музыке и видеоарте, получила всего несколько британских премий. Сколько бездарных певцов имеет по пять-шесть "Грэмми" — у Фредди не было ни одной. Только один из гениальных видеоклипов "Queen" получил премию — "Innuendo". В 1987 году фирма EMI опубликовала в британской прессе издевательскую статью, в которой, перечислив все достижения группы за 1986 год, включая признание "Queen" лучшей британской группой, а Фредди Меркьюри — лучшим певцом, иронично заметила: "И опять "Queen" не досталась награда Британской индустрии грамзаписи". Более того, группа не была даже упомянута на церемонии вручения наград! "Queen" получила премию только в 1990 году, когда дискриминация столь талантливой и популярной группы стала вызывать ропот общественности, а Фредди умирал от СПИДа.
Официальные лица "не замечали" Фредди и его группу. Папа Римский, большой любитель встречаться с рок-музыкантами, упорно игнорировал "Queen" и запретил им провести концерт в Ватикане. Может быть, Ватикан — место, неподходящее для рок-концертов?
Нет. В Ватикане было проведено много концертов, в том числе и с весьма далеким от христианства репертуаром!
Королева Елизавета тоже не обращала внимания на группу, принесшую всемирную славу британской рок-музыке и сделавшую Великобританию родиной видеоклипа. И это несмотря на то, что Фредди Меркьюри всегда с огромным почтением относился к монархии и к личности королевы. Более того, каждый свой концерт группа завершала рок-версией британского гимна "Боже, храни королеву", и английская молодежь хором подхватывала знакомые с детства строки. Получалось трогательное и патриотичное зрелище.
Но королева молчит. Даже соболезнования не послала, когда он умер.
Может быть, для нее рок-музыка — слишком низкий жанр?
Нет. Она собственноручно преподнесла ордена битлам — и это несмотря на массовую наркоманию среди битломанов и жертвы на их концертах. Ее не смутило и то, что лауреаты курили марихуану прямо в туалете Букингемского дворца. В будущем она заплатила за свой популизм — впавший в анархию Леннон обругал королеву и вернул орден.
Рыцарское звание получил Элтон Джон — несмотря на гомосексуализм, пьяные загулы и сексуальные скандалы. Рыцарем стал и экс-битл Пол Маккартни — несмотря на аресты за провоз наркотиков. Совсем недавно чуть не получил рыцарское звание Мик Джаггер. Его послужной список впечатляет — развратник, наркоман, привлекавшийся за наркотики к суду, сатанист. На его концертах были жертвы, особо скандальную известность получил его концерт в США, на котором специально приглашенные активисты сатанинской организации "Ангелы ада" устроили побоище, насмерть забив молодого негра и ранив десятки зрителей. Он не стал новым британским рыцарем только потому, что дама, которой он сделал ребенка и отказался признать, подала на него в суд, требуя алименты. Отцовство Джаггера было доказано, разразился скандал, и посрамленная королева вынуждена была отказать незадачливому Казанове .
И только для "Queen" у королевы не то что бы награды или звания — доброго слова не нашлось! И это для группы, названной "национальным институтом Англии"! А ведь ее заступничество могло бы помочь Фредди и заставить многих его врагов сменить тон!
В чем дело? Уж точно не в гомосексуализме — ни один из творческих гомосексуалистов, умерших в последние годы, в том числе и от СПИДа, не получил никаких оскорблений — не было ничего даже отдаленно напоминающего истерику, раздутую вокруг смерти Фредди! И не в его творчестве — другим и не то прощали. А если учитывать, что Фредди ни в чем не виноват...
Сейчас, когда "Queen" признана классикой рока, трудно представить, что выпало на долю этих людей на их пути к славе. Сотни книг и статей написаны о "феномене "Queen", и ни одной — о "феномене травли "Queen".
Между тем то, что происходило вокруг "Queen", не имеет аналогов — такой ненависти, остракизма и дискриминации не испытывала ни одна западная рок-группа за всю историю рока. Ситуацию вокруг "Queen" можно сравнить только с преследованием "неформальных" музыкантов в Советском Союзе.
За одним исключением. Запад — все-таки не Советский Союз. Свободу, конкуренцию и частную собственность там никто не отменял. И никто не вправе запретить певцу выступать, если он не нарушает закон и есть люди, готовые платить деньги за его искусство. Всегда найдутся бизнесмены, готовые вложить в него деньги, если это может принести прибыль. Но все, что можно было сделать для уничтожения музыканта в условиях свободного мира — все было сделано. Отсутствие раскрутки, массированная травля через прессу, потоки клеветы и оскорблений — все это досталось на долю "Queen" в количестве, которого хватило бы на сотню рок-групп.
Любая известная рок-группа пережила период безвестности и борьбы за признание, но "Queen" приходилось вести настоящую битву за выживание — и не только в начале карьеры, но и на пике своей популярности.
Большинство известных музыкальных проектов являются результатом успешной раскрутки — "Queen" добилась успеха исключительно благодаря собственной энергии и таланту, при активном сопротивлении акул шоу-бизнеса. Группу топили, и делали это прямо.
Первые два года ни одна фирма грамзаписи не желала иметь с ними дело. Еле-еле группа получила возможность воспользоваться оборудованием фирмы "Ди Лэйн Ли" в обмен на музыкальные услуги, затем им удалось заключить контракт с фирмой "Трайдент". В студии им разрешалось работать только в "мертвое" студийное время — в основном ночью и рано утром. Фирма жестоко эксплуатировала их, присваивая почти все деньги и всячески работая на провал группы.
И только после успеха их третьего альбома им с трудом удалось подписать новый контракт. Два их последних альбома пользовались огромным успехом, песни Меркьюри "Seven Seas Of Rhye" и "Killer Queen" стали общенациональными хитами, "Killer Queen" была признана лучшей британской песней 1974 года и удостоена престижной награды Айвора Новелло.
По всем законам западного шоу-бизнеса, после такого успеха лучшие продюсеры двух континентов должны были драться за право подписать контракт с удачливыми новичками. Но никакой инициативы с их стороны так и не было проявлено. Даже после ошеломляющего успеха "Bohemian Rhapsody" от Фредди шарахались, как от прокаженного. Только отдельные смельчаки вроде Роя Томаса Бейкера или фирмы "EMI" решаются работать с "Queen".
Первый их альбом был "не замечен" прессой. В лучших советских традициях дебютный сингл группы "Keep Yourself Alive" был пять (!) раз отвергнут худсоветом британского радио. Начиная со второго альбома их "заметили", но очень своеобразно — на группу посыпались оскорбления, и с этого момента гадости о "Queen" стали многолетней нормой в отношениях группы с прессой. Вот далеко не полный перечень газетных отзывов о "Queen" разных лет:
"Это не группа, а ведерко мочи".
"Этот человек — задница" (это о Фредди).
"Единственная эмоция, которую вызывает у меня эта группа — желание постричь Брайана Мэя".
Об альбоме "Jazz": "Если у вас есть глухой родственник — вот ему подарок на Рождество".
"Портрет Фредди можно поместить на майку с надписью: "Арт-рок — дерьмо".
"Если эта группа чего-то достигнет, я съем свою шляпу... кажется, "Queen" перестаралась — в ней нет ни глубины, ни настроения".
"Ну вот, отбросы глэм-рока. Слабенький и перегруженный альбомчик (то есть "Queen-2"). Если эта команда — наша будущая надежда, то мы совершаем рок-н-ролльное самоубийство".
"... Им надо серьезно подрезать рюшечки".
"... Наблюдается бесконечное самоупоение от первой до последней песни".
"Вот еще три минуты самоупоенной, перенасыщенной эффектами банальности...".
"Если это и есть раскрутка их будущего альбома, для него надо собрать побольше серной кислоты".
"Фальшивая музыка фальшивой группы".
"... Старые, выдохшиеся, расклеившиеся шарлатаны".
А вот отзыв, словно бы списанный из старой советской газеты:
"Шоу "Queen" — это празднества вырожденческого разбогатевшего рока".
И это не считая неподдающихся учету личных оскорблений в адрес Фредди.
Конечно, вкусы у людей разные, но, согласитесь, таких отзывов они все-таки не заслуживали.
Это невозможно объяснить непониманием или шоком от новизны. С годами пресса все-таки притирается к тем музыкантам, которые поначалу вызывали у нее раздражение — и только "Queen" вызывала постоянную, стабильную ненависть.
С годами "Queen" постоянно менялась и совершенствовалась в лучшую сторону, некоторая вычурность и помпезность ранних лет была быстро отброшена — ничего не помогало. "Queen" меняла костюмы и прически, имидж и музыку — не менялось только отношение прессы. Квины были плохи с длинными и короткими волосами, в пышных и простых костюмах, в мантиях и в джинсах. Происходившее напоминало сюжет известного детского стихотворения о дедушке, внуке и ослике — что ни делал Фредди, все было не так.
Сначала Меркьюри ругали за экстравагантные костюмы, обзывая гомиком, задницей и буржуем и приводя в пример выступавшего в скромных джинсах Эрика Клэптона. Но стоило Меркьюри выйти на сцену в джинсах и простой майке, как он немедленно получил клеймо гей-символа.
Такие же оскорбления получила вся "Queen" за короткие стрижки. Не постригся один Брайан Мэй — и вскоре газетные критики предлагали его постричь, вызывая в памяти советские отделения милиции брежневской эпохи, в которых стригли "неформалов".
Конечно, были и хорошие отзывы, но на одну благосклонную статью всегда приходилось десять разгромных.

Еще по теме: