ГлавнаяБитва за выживание • Религиозная баллада "Mad The Swine"

Религиозная баллада "Mad The Swine"

Рубрика: Битва за выживание

***

Примерно в то же время, когда записывался "Queen", была создана малоизвестная религиозная баллада "Mad The Swine" ("Безумная свинья"). У нее странная история. Она написана Фредди Меркьюри между 1971 и 1973 годом, но издана только в 1991 году, на обратной стороне сингла "Headlong" и в CD-версии альбома "Queen". Точно не известно, почему до 1991 года музыканты не включали эту вещь в "Queen", где она более чем уместна, и почти двадцать лет скрывали ее от публики. Между тем это одна из лучших духовных песен Меркьюри, повествующая о Втором Пришествии Христа — даже исследователи вынуждены были признать это:

Я уже приходил сюда очень давно, но сейчас я не ношу сандалий.
Века прошли с тех пор, как я дал людям хлеб и воду.
Три фута ростом, так мал, я не принесу беды.
Но я даю гром, молнии, солнце и дождь всем людям на Земле.
Послание любви принес я вам с небес.
Дети мои, собирайтесь вокруг, соедините руки и пойте!
Я хожу по воде, как и раньше.
Я помогу смиренным и кротким, прокаженным и слепым,
И всем Господним тварям — большим и малым.
Позвольте мне ввести вас в реку без грехопадения!
О, однажды вы поймете, что все вы равны в Его глазах —
Вот что я возвещаю вам, как и раньше!

Тема песни настолько очевидна, и в ней столько известных ссылок на Евангелие, что нет смысла ее оспаривать. И все же исследователи не теряют надежды одурачить читателей. Так, ссылаясь на некоторые странные моменты песни, они говорят, что ее герой — вовсе не Иисус Христос, а некий бродячий философ или проповедник. Особенно много вопросов вызывают слова "три фута ростом, так мал". Как только не толковали эти слова — что это ребенок, карлик, пони, даже Будда! А поскольку далее говорится "я даю гром, молнии, солнце и дождь", исследователи сделали вывод, что герой — сумасшедший или хиппи. Эти люди явно не знают христианства на уровне выше комиксов и пошлых мультфильмов. Иначе они бы слышали такое слово, как "кеносис", или "самоумаление". Честертон в трактате "Вечный человек" подробно объяснял, как Бог пошел на самоумаление ради людей, ради их спасения уподобившийся им.
Сам факт рождения Бога от человека, и в виде слабого, смертного человеческого существа — уже великий кеносис.
Бог появляется на земле слабым и беспомощным грудным младенцем, не способным выжить без человеческой заботы — и это второй кеносис.
Он мог бы родиться в семье царя — а появился в семье плотника, и это третий кеносис.
На всей земле не нашлось достойного места для Бога — Иисус Христос появляется на свет в хлеву, и это четвертый кеносис.
Наконец, то, что Христос позволил ничтожным людям арестовать, унизить и избить себя, его крестные муки и смерть — это пятый, самый великий кеносис.
Критики христианства из этого делают вывод о слабости и ничтожности христианского Бога. "Что может сделать для вас тот, кто сам за себя не смог постоять?" — их любимый аргумент. Но тот, кто казался столь малым и слабым, и тот, кто создал мир и людей, кто дает солнце, дождь и ветер, кто велик и всемогущ — все это Бог. Как говорит богослов Андрей Кураев: "Христос распятый — это поистине и "соблазн" и "безумие". Бог свободен в выборе своих путей к человеку. Он может явиться в громе и молнии. А может — в образе раба и странника. ... В "рабском виде", а не в окружении легионов ангелов Бог посетил людей. "Пряча" свою божественность, Творец оказывается Эммануилом (с нами Богом). Бог действительно слишком отличен от человека — и потому и странен, и чуден. "Что ты спрашиваешь о имени Моем... оно чудно" (Быт. 32.29). "И нарекут имя Ему: Чудный" (Ис. 9.6)". Вот что хотел сказать Фредди в "странных" строчках.
Еще одно противоречие для исследователей — что Христос призывает помолиться Богу и напоминает о Нем. Из этого сделали вывод, что герой песни — не Христос, или Христос — не Бог, но учитель — тема, очень модная в псевдохристианской культуре. Но никакого противоречия тут нет, и связаны эти слова с "Тайной Троицы" — в Евангелии Иисус говорит о себе как о Боге и в то же время говорит о Боге в третьем лице как об Отце Небесном и призывает своих учеником вознести Ему молитвы.
Песня радостна, в ней нет страха перед концом света. Иисус Христос снова приходит в мир, чтобы спасти людей, а не покарать их за отступничество, он несет им любовь и милость. Как говорил богослов Феофан Затворник: "Он и на Страшном Суде не хочет наказывать. Он будет миловать, миловать, миловать...". И Христос говорит людям, что Бог все еще любит своих детей, и хочет помочь им, утешить, спасти. Но Он не навязывает свою любовь, прося разрешения людей спасти их (христианский тезис о свободе воли — Бог никого не спасает насильно). Он предлагает войти с ним в реку "без грехопадения" — евангельский символ крещения, означающий, что крестившемуся во имя Христа прощается первородный грех. И снова неся людям любовь, Он просит их об одном — восславить Господа и больше не обманывать Его (одна из последних фраз песни).
В песне несколько раз на разные лады повторяется странный припев:

Они зовут меня Безумная Свинья — да, я Безумная Свинья!
Ведь я пришел спасти вас, спасти!
Безумная Свинья, Безумная Свинья!
Все вы собирайтесь вокруг, соедините руки и восславьте Господа!

Много споров вызвала эта "безумная свинья". Речь идет о сцене из Евангелия, в которой Иисус изгнал из бесноватого бесов и приказал им перейти в стадо свиней, после чего стадо бросилось с обрыва и погибло.
Уловив это, исследователи, тем не менее, искренне недоумевают — почему герой песни так себя называет? И делают все тот же вывод — значит, это не Христос, а сумасшедший проповедник. И "умиляются" — надо же, а Фредди, оказывается, еще и Библию читал, а не только проституцией занимался!
Эта евангельская сцена, как и тема кеносиса, вызывает постоянные насмешки у противников христианства, а "безумная свинья" — одно из прозвищ Христа среди сатанистов. Над этим смеялся знаменитый теософ Николай Рерих:
"Н. К. говорил, что не понимал никогда, почему надо было, когда Христос изгонял дьяволов, обратить их в идущее мимо стадо свиней, а потом свиней бросить в море. Ведь дьяволов можно было сразу в море, ибо свиньи кому-то принадлежали. Очень смеялись...".
Именно об этом смехе и говорится в песне. А Христос отвечает на эти насмешки просто: "Да, я действительно сумасшедшая свинья, потому что спасаю вас". Великие слова — потому что только сумасшедший может любить и спасать человечество после всего, что оно натворило, и Бог в этом смысле — прекрасный сумасшедший. Он готов простить даже предательство, говоря — только покоритесь Господу и больше не обманывайте меня.
В конце песни Фредди проговаривает: "И я преклоню колена и восславлю Господа". До того текст шел от первого лица, но не от автора, а теперь Фредди как бы присоединяется к тем, кто славит Христа.
"Mad The Swine" — одна из самых серьезных и радостных христианских песен, созданных в роке. Неудивительно, что ее стараются забыть.

Еще по теме: