ГлавнаяБитва за выживание • Религия в творчестве "Queen"

Религия в творчестве "Queen"

Рубрика: Битва за выживание

Религия в творчестве "Queen"

"Религия играла важную роль в жизни Фредди в детский период его жизни", — такое утверждение можно встретить в биографиях Меркьюри.
Авторы, мягко говоря, лукавят. Потому что вера в Бога сопутствовала Фредди всю его короткую жизнь. А если это не вписывается в образ злобного "Фредди Крюгера", то это другой вопрос. Более того, Фредди Меркьюри — не только великий рок-музыкант и шоумен, он — великий религиозный поэт нашего времени, а "Queen" — самая серьезная и талантливая духовная рок-группа в истории рок-музыки.
Конечно, это звучит странно. Члены "Queen" никогда не производили впечатления религиозных людей, не говорили о религии и не афишировали своего вероисповедания, не проводили столь модных среди западных рок-музыкантов паломничеств по "святым местам" и не фотографировались на фоне храмов, все четверо вели демонстративно светский образ жизни. Это единственные знаменитые рок-музыканты, о религиозной жизни которых ничего не известно.
Не было в группе и конфессионального единства. Лидер "Queen" Фредди Меркьюри был зороастрийцем, остальные трое — англиканами (Роджер Тейлор долгое время вообще ни во что не верил, пока не изменился под влиянием своих товарищей). Сам Фредди со свойственной ему скрытностью так говорил о смысле творчества группы:
"Думаю, что песни "Queen" — это чистейший эскайпизм, подобный просмотру хорошего фильма — после сеанса зрители расходятся и говорят: "Как было здорово", — а потом возвращаются к своим проблемам. Я не стремлюсь изменить мир с помощью нашей музыки. В наших песнях нет скрытого смысла, за исключением некоторых песен Брайана. Мне нравится сочинять песни для развлечения, для потребления в современном духе. Публика может выбрасывать их, как использованные салфетки... Одноразовый поп? Да!".
Ему вторил Брайан Мэй: "Не ищите в нашем творчестве философию. Это просто рок...".
Разумеется, нет ни одной книги о Меркьюри или "Queen", в которой эти слова не были бы процитированы. Стоит внимательному слушателю заподозрить, что далеко не все в творчестве "Queen" — просто попса, как биографы немедленно устраивают плановое промывание мозгов: ну что вы, как можно, какие глупости, это же просто смешной и помпезный рок, Фредди сам сознался! Развлекайтесь, детки, и думать забудьте, что там есть что-то еще!
Но подобные заявления свидетельствуют скорее о скромности музыкантов, чем об отсутствии духовных мотивов в их творчестве.
В отличии от многих, "Queen" никогда не называла себя духовной группой — она ею просто была.
Как раз нет ничего странного в том, что они это не афишировали. Это как раз подтверждает, что их духовность — настоящая. Если бы они говорили: "Мы — крутые посланцы и сейчас научим вас жить, мы — пророки и проповедники", — тогда был бы повод испугаться. А они поступали по-другому — проповедуя, сами говорили: "Мы просто поем для вашего и нашего удовольствия".
Кроме того, дело поэта — творить, а не объяснять, о чем его стихи — это должны делать его исследователи.
Если определять религиозную ориентацию "Queen", то ее можно назвать христианско-зороастрийской. Или зороастрийско-христианской — кому как больше нравится. Из этого не следует, что члены "Queen" исповедовали две веры — в творчестве группы на равных присутствовали как зороастризм, так и христианство.
Но не стоит уподоблять творчество "Queen" столь модному сейчас экуменизму, в котором под видом "объединения" и "равенства" религий готовятся кошмарные духовные коктейли, растворяющие христианство в язычестве. Каким-то образом эти две духовные линии "Queen" не только не мешали друг другу, но, наоборот, прекрасно друг друга дополняли.
Может быть, именно потому, что они не смешивались и не сливались, а существовали параллельно. Христианское начало сильнее выражалось в песнях, зороастрийское — в видеоклипах, шоу и сценических костюмах Меркьюри.
Хотя порой трудно понять, где у них заканчивалось одно и начиналось другое. Зороастриец Фредди Меркьюри писал христианские духовные гимны, Брайан Мэй носил зороастрийский амулет в виде бычьей головы, а в видеоклипах "Queen" нередко сочетались христианские и зороастрийские символы.
Зная это, нетрудно понять скрытность, с которой они говорили о своем творчестве. Дело в том, что христианство является миссионерской, проповеднической религией, стремящейся обратить как можно больше людей, в то время как зороастризм — религия замкнутая, закрытая от внешнего мира. Зороастрийцы неохотно говорят о своей вере, не позволяют чужим присутствовать на своих церемониях, никого не принимают в свою религию. В отношениях с иноверцами они придерживаются принципа "анонимного добра" — то есть распространять вокруг себя добро, не говоря о религии, "спасать действием". Творчество "Queen" стало необычным сочетанием христианского проповедничества и зороастрийской таинственности.
Этот на первый взгляд странный симбиоз двух религий можно объяснить их сходством. Несмотря на огромные обрядовые и богословские различия, между зороастризмом и христианством столько общего, что ученые до сих пор спорят, кто на кого больше повлиял. Обе религии верят в единого Бога, творца всего сущего, в единственную жизнь человека и посмертное воздаяние, в рай и ад, в существование дьявола как врага рода человеческого и человеческой души, в ангелов и демонов как воинства Бога и дьявола, в необходимость для каждого человека выбирать между добром и злом, в жизнь человека как постоянную духовную брань между Богом и дьяволом, обе не принимают зло и смерть, считая, что они привнесены в наш мир дьяволом, верят в возможность спасения только через веру в Бога и отвержение дьявола, через добрые дела и милосердие, благочестие и набожность, наконец, обе религии верят в конечное поражение зла, в уничтожение дьявола и его воинства и торжество Бога, в Страшный суд и воскресение мертвых. Некоторые христианские (особенно православные) и зороастрийские обряды удивительно схожи — например, христианское крещение и зороастрийский навджот, причащение, подготовка покойника к погребению.
Всего этого оказалось достаточно, чтобы двум столь духовно близким религиям соединиться в одном дьяволоборческом проекте — а именно таковым и является "Queen". Существуют сатанинские рок-группы — "Queen" была группой антисатанинской. Развлекая, они проповедовали.
В творчестве "Queen" есть прямо религиозные песни, есть песни, смысл которых закрыт от непосвященных сложными аллегориями или замаскирован под любовную лирику. Некоторые песни, имеющие вполне светское значение, приобретают религиозный смысл в видеоклипах.
Неудивительно, что воспитанные на фрейдизме и дарвинизме биографы делают все, дабы скрыть от слушателей религиозный смысл творчества "Queen" — по умыслу или по невежеству. Это очень напоминает недавние события в СССР. Еще 15 лет назад, когда коммунисты запрещали говорить о религии иначе как об "опиуме для народа", христианское значение русской литературы и искусства подменялось нелепыми суррогатами. Так, в трактовке советских исследователей, икона Андрея Рублева "Троица" символизировала объединение русских земель, Троице-Сергиева Лавра была культурным центром, иконы Богоматери прославляли русских женщин, монастырские летописи протестовали против феодального гнета, "Сказание о Куликовской битве" восхваляло мощь русской армии и т.д. и т.п. А христианским произведениям русской литературы давались такие шизофренические толкования, что мозги плыли не только у школьников... Можно было говорить любые глупости, лишь бы люди не узнали о Христе, о вере в Бога.
Такой же цирк творится сейчас на Западе, только марксизм и классовая борьба заменены на психоанализ и сексуальные бредни. Иначе каким же чудовищным невежеством надо обладать, чтобы такие явные проповеди, как "Hammer To Fall" и "Prophet Song", назвать "песнями против ядерного оружия"?! Чтобы в упор не видеть такие откровенно христианские песни "Queen", как "Jesus" и "Mad The Swine" (или объяснять их "модой на христианство")?! Чтобы всю сложнейшую символику видеоклипов и шоу Фредди Меркьюри назвать абсурдной мишурной помпезностью, экстравагантностью и шутовством?!
Во всем мире только один человек понял, что такое "Queen". Робин Гэмбл, викарий англиканской церкви св. Августина в Мельбурне, не только публично заявляет, что зороастриец Фредди Меркьюри — самый серьезный христианский певец современного рока, но с благословения епископа Австралии использует музыку "Queen" в церковных мессах. Конечно, биографы делают вид, что этого человека нет. А православный иеромонах Сергий (Рыбко) в своей книге "Современная культура: сатанизм или богоискательство?" пишет: "Вокалист группы Queen Фредди Меркьюри был очень верующим и часто в песнях обращался к Богу, хотя их концерты были очень фееричными". Он же отметил: "Обычно Меркьюри обвиняют в грязных грехах, но знающие его люди опровергают это и говорят, что он подвергся клевете".
Религиозность музыки "Queen" является абсолютным табу для западных рок-журналистов и музыкальных критиков. Если о религиозной стороне творчества "Битлз" написаны несколько книг, то о "Queen" нет ни одной подобной статьи. Стив Тернер написал фундаментальное исследование "Жажда небес" (в русском переводе "Лестница в небо"), посвященное влиянию религии на рок-музыку. "Queen" не была там даже упомянута.
Тернер пишет: "Ни один из музыкантов уровня Джона Леннона, Вана Моррисона и Пита Таунсенда не вынес евангельскую весть о спасении на большую сцену".
Он ошибается. Такой музыкант есть — и это зороастриец Фредди Меркьюри.

Еще по теме: